seminar_9
Нововведения в сфере бухгалтерского, налогового учета и регулирования трудовых отношений стали предметом очередного обучающего семинара, организованного Учебным Центром повышения квалификации специалистов проектно-строительного комплекса (АНО ДПО ЦПКС ПСК) при поддержке Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (АСОНО).
⠀
⠀
Семинар состоялся 9 февраля 2022 года в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете; спикером выступила директор ООО «Аудит-Сервис», аттестованный налоговый консультант, преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и аудит» СГУПС Ирина Крайнова.
⠀⠀
Ирина Крайнова
⠀
Вначале она сообщила, что минувший год стал первым годом действия нового федерального стандарта бухгалтерского учета - ФСБУ-5/2019 «Запасы», который пришел на смену ПБУ 6/01 «Учёт основных средств». При этом малоценные основные средства в течение минувшего года разрешалось по-прежнему учитывать на счете 10, и при необходимости списывать их так же, как их списывали раньше (до вступления в силу ФСБУ-5).
⠀
При условии, что данный момент прописан в учетной политике предприятия, отчетность за 2021 год в этом пункте тоже можно формировать «по-старому». «Вместе с тем, если по итогам 2021 года у вас на счете 10 остались эти так называемые малоценные основные средства, по моему мнению, некорректно будет учитывать их в составе «запасов», - отметила Ирина Крайнова. – Эти остатки должны пойти в первый раздел (бухгалтерского баланса), поскольку они в любом случае являются внеоборотными активами».
⠀
Ирина Крайнова, также в связи с вводом в действе ФСБУ-5/2019, посоветовала слушателям семинара «проверить у себя в организациях все действующие с начала 2021 года приказы по учетной политике» на предмет наличия в них ссылок на новый федеральный стандарт бухучета и соответствия используемых в них формулировок формулировкам ФСБУ-5.
⠀
Спикер напомнила: ФСБУ-5 допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, однако не следует путать данную схему с упрощенной системой налогообложения. «Упрощение» бухучета не означает автоматического упрощения налогообложения, так что тут расслабляться нельзя.
⠀
Чтобы применять упрощенный бухучет на легальной основе, следует прописать соответствующий пункт в учетной политике предприятия. В отсутствие указанного пункта, по умолчанию, контролирующие органы при документарных проверках будут требовать наличия полного, а не «упрощенного» бухгалтерского учета. «Все упрощенные способы обязательно должны быть зафиксированы в приказе об учетной политике», - подчеркнула спикер.
⠀
Далее Ирина Крайнова кратко рассказала, что конкретно вправе «упростить» в своем бухучете юридическое лицо, опираясь на нормы ФСБУ-5.
⠀
Так, возможность «упрощения» допускается для такого вида активов, как материальные ценности для управленческих нужд (не путать с «представительскими нуждами»). «Все организации имеют право без оприходования их в качестве товарно-материальных ценностей (на 10-й счет), сразу признавать их расходами. Это касается вообще всех компаний, вне зависимости от того, имеете ли вы изначально право на «упрощенку», или у вас компания, подлежащая обязательному аудиту», - пояснила спикер. ФСБУ-5 не содержит конкретного определения «материальные ценности для управленческих нужд»; но условно предполагается, что под ними подразумеваются канцелярские и родственные им товары - бумага, папки, пишущие принадлежности, картриджи для принтеров и прочие «расходно-офисные» вещи. При этом «нижний» документальный контроль в компании должен сохраняться – то есть списание канцтоваров на раздачу сотрудникам по соответствующим актам все равно должно осуществляться.
⠀
Кроме того, по упрощенной схеме бухучета, основываясь только на цене поставщика, допустимо учитывать стоимость закупаемых строительных материалов. «Все дополнительные затраты (на погрузку/разгрузку, транспортировку и пр.) – вы вправе сразу относить на расходы, - уточнила Ирина Крайнова.
⠀
Наконец, используя преимущества упрощенного бухгалтерского учета, компания вправе не создавать резервы под обесценение товарно-материальных ценностей и финансовых вложений (создание таких резервов – отдельная большая работа).
⠀
Семинар 09.02.2022г.
⠀
Далее Ирина Крайнова коснулась особенностей учета спецодежды, специализированного инструмента и средств индивидуальной защиты, который в строительных компаниях стоит особняком.
⠀
«До января 2021 года их можно было учитывать и как основные средства, и как «десяточку» (ТМЦ), линейным способом списывая их на расходы в течение срока полезного использования, – напомнила спикер. – Но теперь методические указания по учету спецодежды и т. п. не действуют».
⠀
За разъяснениями по этому и другим подобным спорным вопросам, возникающим, в том числе, в связи с переходом России на международные стандарты финансовой отчетности, Ирина Крайнова рекомендовала обращаться в действующий ныне негосударственный регулятор системы бухучета - Бухгалтерский методологический центр (БМЦ).
⠀
Со слов Ирины Крайновой, по упомянутому выше вопросу с учетом спецодежды, специального инструмента и пр., НРБУ «БМЦ» предлагает свести все эти понятия в единый термин «Специальные средства производства (ССП)» и дает подробные, предметные рекомендации по их «проведению» в бухгалтерских документах – с ними можно ознакомиться на сайте «Бухгалтерского методологического центра».
⠀
Новое понятие, с принятием ФСБУ-5 пришедшее в практику бухгалтера в связи с принятием к учету материалов – это так называемые «оценочные обязательства». По словам Ирины Крайновой, «оценочные обязательства» требуют создания резервов предстоящих расходов и формируются по тем материальным ценностям, которые потребуют дополнительных средств в ходе утилизации. В качестве яркого примера подобных материальных ценностей можно упомянуть автомобильные шины и люминесцентные (содержащие ртуть) осветительные приборы.
⠀
Ирина Крайнова дала еще несколько конкретных разъяснений по практическому применению ФСБУ-5. «Если вы приобрели материалы (10-й счет), которые впоследствии будут израсходованы вами на строительство, создание или реконструкцию основного средства, то 10-й счет у вас потом перейдет в 08-й, а эти материалы должны в итоге отразиться в 1-м разделе бухгалтерского баланса», - среди прочего, сообщила она.
⠀
Трактуя применение ФСБУ-5, Ирина Крайнова коснулась и более общего вопроса своевременности документального оформления фактов хозяйственной жизни ее субъектами. При дистанционном режиме работы, получившем широкое распространение в эпоху пандемии коронавируса, эта своевременность стала чаще нарушаться, «запаздывать».
⠀
Между тем, главная цель бухучета – именно своевременное формирование бухгалтерской отчетности. «Для бухучета очень важны критерии существенности и рациональности, - подчеркнула Ирина Крайнова. Всё существенное должно отражаться в учетной политике».
⠀
В этих условиях нужно активнее стремиться к максимальной достоверности бухгалтерской отчетности – в рамках той периодичности ее предоставления, которую требует закон от застройщиков, подрядчиков и т.п.
⠀
В ряде случаев для обеспечения упомянутой достоверности целесообразно в документах первичного учета приводить две даты: непосредственно дату факта хозяйственной жизни и дату составления документа.
⠀
Подводя итог анализу применения ФСБУ-5, Ирина Крайнова рекомендовала коллегам – бухгалтерам перед тем, как изучать непосредственно этот и другие новые федеральные стандарты бухгалтерского учета, ознакомиться с информационными сообщениями Минфина РФ, где даются разъяснения по каждому стандарту. В том числе, приводятся определения новых терминов, содержащихся в стандартах – таких, как «справедливая стоимость», «элементы амортизации», «способы начисления амортизации» и другие.
⠀
Затем Ирина Крайнова раскрыла специфику еще одного нового бухгалтерского стандарта – ФСБУ-6/2020 «Основные средства», обязательного для применения при составлении отчетности за 2022 год. С вводом в действие указанного стандарта понятие «остаточной стоимости» уступило место новому – «балансовая стоимость». «Это первоначальная стоимость минус амортизация и минус амортизационная стоимость», - пояснила спикер.
⠀
Введено новое понятие «ликвидационная стоимость». «Эта стоимость определяется как сумма тех полезных остатков, которые останутся после основного средства по окончании срока его использования, за минусом расходов, которые вы понесете в связи с ликвидацией (утилизацией) основного средства. На практике ликвидационная стоимость может оказаться незначительной или вовсе равной нулю», - уточнила Ирина Крайнова.
⠀
С появлением ФСБУ-6 понятие «малоценные основные средства», вместе со стоимостным критерием их установления, ушло в прошлое. «Теперь стоимостной критерий отнесения объекта к основным средствам организация устанавливает самостоятельно, фиксируя его в приказе об учетной политике», - сообщила эксперт. Задача это не всегда простая; чтобы облегчить бухгалтерам ее решение, «Бухгалтерский методологический центр» при поддержке Минфина России издал специальные рекомендации: «Стоимостной лимит для основных средств». В этих рекомендациях содержится много полезного для бухгалтерской практики, в том числе информация о возможностях группового учета основных средств (хотя, по реплике Ирины Крайновой, Минфин РФ к такому подходу относится с осторожностью, отдавая предпочтение «учету по единицам»).
⠀
С целью обеспечения контроля учета основных средств, которые по ранее действовавшим правилам бухучета следовало бы отнести к «малоценным», по оценке Минфина, целесообразно вести учет таких активов по порядку, установленному для бухгалтерского учета запасов. Более подробно позиция Минфина РФ по данному вопросу изложена в письме от 15.12.2021 № 07-01-09/102450 «О бухгалтерском учете активов, имеющих признаки основных средств, со стоимостью ниже лимита, установленного организацией».
⠀
Как проинформировала Ирина Крайнова, ФСБУ-6 предлагает два варианта проведения продажи основного средства. Первый – традиционный: «развернутая» продажа через 91-й счет. Второй – нетрадиционный, при котором на 91-й счет сразу ложится разница между продажной и остаточной стоимостью.
⠀
«Если у вас имеются такие отдельные объекты основных средств, которые требуют ремонта с определенной периодичностью, существенно меньшей, чем срок полезного использования (СПИ) «главного» основного средства (например, лифты или подобные им механизмы, которые нужно поверять и/или ремонтировать раз в пять лет – это кратно меньше, чем периодичность капремонта объекта капстроительства), необходимо в бухучете создать новый вид активов, который так и называется: «Периодический ремонт основных средств», - рассказала Ирина Крайнова. – Далее этот ремонт проводится через 08-й счет на 01-й счет, и в течение срока своего использования амортизируется на кредит 02-го счета». Если же периодичность ремонта близка к СПИ стоимости «базового» основного средства, стоимость данного ремонта присоединяется к остаточной стоимости этого базового средства. Внеплановые же ремонты относятся на «текущие расходы» организации. «При этом в налоговом учете в этом плане ничего не изменилось, и любой ремонт по-прежнему относится на затраты», - уточнила спикер.
⠀
Рассказывая о применении ФСБУ-25/2018 «Бухгалтерский учет аренды», Ирина Крайнова напомнила, что согласно данному стандарту, аренда делится на «операционную» и «неоперационную» (финансовую). Различия между этими видами аренды основываются на особенностях выгодоприобретателей и на сопоставлении договорных сроков аренды и общего СПИ сдаваемого в аренду основного средства.
⠀
«Если у вас заключены договоры операционной аренды, срок их действия – меньше 12 месяцев, или рыночная стоимость объекта аренды составляет менее 300 тысяч рублей за единицу, или вы имеете право на ведение упрощенных схем бухучета, то в своем бухучете вы все (сдаваемые в аренду) объекты можете квалифицировать как «объекты операционной аренды» и отражать их так же, как отражали раньше, по упрощенной схеме. Но есть два исключения, которые лишат вас возможности применять «бухгалтерскую упрощенку» при учете аренды: первое – если в договоре дополнительно предусмотрен переход права собственности на объект, второе – если договор предусматривает субаренду», - поделилась деталями Ирина Крайнова.
⠀
Завершая обзор новых стандартов бухучета, спикер напомнила, что оператором электронной передачи бухгалтерской отчетности теперь является Федеральная налоговая служба, и с 1 января 2022 года вся бухгалтерская отчетность должна сдаваться исключительно в электронном виде.
⠀
Семинар 09.02.2022г.
⠀
Во второй части семинара Ирина Крайнова рассказала о нововведениях в исчислении НДС, налога на прибыль организаций и НДФЛ, начиная с 1 января 2022 года, а также коснулась особенностей транспортного и имущественного налогов, разобрала актуальные примеры из судебной практики по соответствующим разделам.